Разделы

Финансовый омбудсмен: общественный защитник заемщиков

Все чаще стали возникать конфликты между кредитными организациями и теми, кто получил заемные средства. При этом не всегда кредитные споры начинаются по инициативе или вине должника. Банки предъявляют свои претензии не только к нарушителям условий договора займа. А самостоятельно разрешить конфликт с финансовой организацией заемщику часто не под силу. Ведь многие граждане не знают своих прав и не понимают, как вести себя в подобной ситуации. Пытаясь добиться справедливости, некоторые заемщики обращаются в суд, чем еще больше усложняют проблему. Между тем сегодня есть специалисты, которые оказывают помощь заемщикам, которые конфликтуют с банками. В качестве таких помощников выступают омбудсмены – независимые примирители. Чем занимаются урегулировщики кредитных споров и как обратиться к ним за помощью?

Рукопожатие, соглашение

Что представляет собой финансовый омбудсмен

Омбудсмен в области кредитования – это независимое лицо, которое защищает интересы заемщиков, у которых произошел конфликт с финансовой организацией. Таким защитником может выступать как должностное, так и гражданское лицо. Впервые в мире пост защитника заемщиков был введен в 1992 году, а в нашей стране решать кредитные споры омбудсмены начали только спустя 18 лет – в 2010. Омбудсмен контролирует соблюдение интересов клиента банка, а также норм справедливости во время разрешения проблемной ситуации. Финансовый защитник может помогать в разрешении конфликтов банка и должника, только если предмет спора составляет менее 300 тысяч рублей. Обратиться за помощью к общественному примирителю может только физическое лицо – в конфликтах организаций и банков он участие не принимает. Кроме того, финансовый омбудсмен не разбирает кредитные споры, если банк уже передал дело в суд. То есть он оказывает помощь только в досудебный период действия кредитного конфликта.

Как обратиться за помощью к примирителю

Для того чтобы связаться с омбудсменом, нужно найти официальный сайт его представительства или позвонить на указанный там же телефон. Прежде чем подать соответствующее заявление финансовому защитнику, заемщик должен направить жалобу в адрес кредитной организации, с которой у него возник конфликт. Банк в свою очередь обязан ответить на такое официальное заявление в течение одного календарного месяца с даты его получения. Общественный защитник принимает жалобы на кредиторов только в письменной форме, стандарт которой можно найти на официальном сайте Ассоциации российских банков. Там же содержится информация о том, как правильно составлять жалобы. К письменному заявлению заемщику нужно приложить копии всех документов, необходимых для составления четкой картины проблемы. В этот список входит:

• кредитное соглашение;
• квитанции по оплате страховок и по ежемесячным платежам;
• договор залога и поручительства;
• переписка с финансовой организацией по поводу текущего спора.

После получения письменной просьбы, независимый защитник, как правило, проводит разъяснительную беседу с заемщиком. В ходе личной встречи заемщик узнает о своих правах и способах их защиты, а примиритель определяет для себя причины спора. Если он решит, что правда на стороне заявителя, то согласится урегулировать конфликт с банком. Но только при условии, что должник не будет обращаться в суд во время разбирательства. Подать иск он может только после завершения работы омбудсмена, если его не удовлетворит результат его деятельности.

Чем занимается независимый защитник

Омбудсмен может рассматривать кредитные конфликты только в отношении банков, принимающих участие в соответствующей системе. Если финансовая организация, в адрес которой заемщик подает жалобу, не связана с институтом, то примиритель решает вопрос без формальных методов. В частности, он только направляет банку предложения о мирном урегулировании конфликта. По окончанию рассмотрения проблемы общественный защитник составляет примирительное соглашение, которое подписывает заявитель и финансовая организация. Также омбудсмен выносит постановление о прекращении финансового разбирательства. При этом в случае согласия обеих сторон устраненного конфликта, такое соглашение он передает в суд в качестве мирового. Что касается стоимости работы независимого примирителя, то он предоставляет свои услуги исключительно на бесплатной основе. Обращение к общественному примирителю поможет заемщику решить спор с банком в следующих случаях:

• при незаконном начислении процентов;
• когда банк требует погасить кредитный долг досрочно;
• при изменении структуры договора займа;
• если кредитор берет дополнительные комиссионные сборы, не предусмотренные соглашением;
• при любых действия финансовой организации, нарушающих интересы заемщика.

Однако следует помнить, что омбудсмен – это не кредитный медиатор, и тем более не антиколлектор. Поэтому он не решает проблемы заемщиков, действительно нарушивших условия договора. Кроме того, такой специалист вряд ли поможет напрямую решить вопрос с взыскателями кредитного долга. Он встает на защиту только тех, кто действительно нуждается в помощи, и старается примирить конфликтующие стороны.

Автор статьи: Ольга Михалёва. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Комментарии
Рейтинг@Mail.ru
О нас
Контакты
Наши проекты: Desktop Lux | Mara | Click & Relax | GIGDb | Новогодний сайт | Onlive Clock | Web Media Center | Photo Mirror | System Scanner