Разделы

Теневая экономика в России с 2016 года выходит на новый уровень

Экономический кризис для любого государства означает усиление классического конфликта интересов: государственным структурам важно получать больше налогов, тогда как бизнесу для выживания надо учиться экономить на всем «непродуктивном». С 2016 года вопрос теневой экономики в России начинает звучать совсем по-другому.

Конец модели «60/40»

В последние годы российская экономика была теневой на 40%, тогда как 60% бизнеса работали по «белым» или «серым» схемам. В правительстве понимали, что каждый выводимый «из тени» процент повышает доходы бюджета крайне существенно. И система «Платон» на самом деле не столько должна была делать акцент на взимание сборов с большегрузов, сколько на выведении «из тени» работы дальнобойщиков.

Алексей Кудрин уже заявил, что избежать серьезного роста налогов в России нельзя. Вопрос лишь в том, что именно попадет в новый сегмент налогооблагаемой базы. Однако любой рост налогов на первых этапах неизбежно вызывает сильнейшее сопротивление, так что «в тень» уйдет еще 5-10% бизнеса.

План действий правительства России тоже определен: действующие налоговые нормы существенно повышаться не будут, но зато расширится налогооблагаемая база. Номинально это должно минимизировать «уровень налогового протеста», снижая рост масштабов теневой экономики.

Взаимозачеты, бартеризация и «эффект теневого рынка»

Бартерные схемы – это не столько «болезнь» для экономики, сколько «автоматическая защита» на существующие экономические вызовы. С ростом бартеризации и системы взаимозачетов от налогообложения полностью уйти нельзя, зато сами схемы становятся менее прозрачными и более закрытыми для органов контроля.

Как только масштаб теневой экономики в России превысит 50%, то начнется «эффект теневого рынка»: работать в обход легальных схем из-за роста «теневой инфраструктуры» будет все легче. Так формируется поворотный момент для самой российской экономики: страна в буквальном смысле «срывается» в теневые схемы.

Снижение уровня легализации бизнеса косвенно «поможет» уходить от государственного контроля за санкционными продуктами. Крупные компании и корпорации не смогут позволить себе активно переходить на новые правила, но у них есть возможность формировать свои «прослойки» в виде специально вводимых на рынок контролируемых мелких компаний. Переход в теневую экономику обеспечит дополнительные конкурентные преимущества, явно превышающие рисковые потери от «игры не по правилам».

Социальный вызов против рыночной модели

Социальными принято считать страны, в которых налоги на прибыль составляют 40% и выше. В России формально суммарный налог находится на отметке в 30%, но это – исключительно «нюансы методологии».

Дело в том, что настоящая рыночная модель предусматривает стимулирование бизнеса платить налоги «по минимум от положенного»: даже налоговый инспектор западных стран обязан консультировать предпринимателей, как им лучше уменьшить налоги, не нарушая закон. В России же действует принципиально иная система. И официально уплаченные в бюджет налоги – это только часть издержек, которые приходится нести бизнесу при «взаимодействии» с контролирующими органами.

На фоне рухнувшей цены на нефть у России не осталось иных источников дохода, кроме как налоговая база. Если бы Резервный фонд и Фонд национального благосостояния имели «запас прочности» хотя бы на 2-3 года, то появился бы шанс на использование «рыночной модели», когда налоги в кризис резко понижают. Бизнес за счет подобного шага получил бы шанс на развитие, чтобы через 2-3 года создать базу для усиленного пополнения доходов бюджета. Но запасов у России не хватает даже на год.

Это значит, что для выполнения социальных обязательств правительство однозначно увеличит налоги. Итоговая формулировка фактически уже была озвучена Антоном Силуановым: «Потребительский рынок в стране сохраняется, поэтому место вылетающих компаний займут другие». И для многих компаний единственным шансом выжить останется «выход в тень».

Периферия и центр

Москва как минимум в 2016 году будет «очагом стабильности» с точки зрения тенизации экономики. А вот регионы «рухнут в тень» так, что можно будет проводить сравнение с ситуацией ранних 90-ых.

Именно в столице регистрируют главные офисы ключевых компаний и корпораций, именно сюда стекаются ключевые налоговые поступления. Да и крупный рынок толкает продавцов к систематизации и более строгому учету.

В противовес центру, лидерами по уходу экономики «в тень» станут такие регионы России:

- Ярославская область;
- Ростовская область;
- Республика Дагестан;
- Воронежская область (до 80%).

Автор статьи: Юлия Ткачук. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Share
Комментарии
Гость Валера 17.02.2016 12:17:51
А почему в списке "теневых" регионов нет Чечни? Вот с кого начинать надо



Рейтинг@Mail.ru
О нас
Контакты
Наши проекты: Desktop Lux | Mara | Click & Relax | GIGDb | Новогодний сайт | Onlive Clock | Web Media Center | Photo Mirror | System Scanner