Самоокупаемость и доходность бизнес-сайта
Один из самых главных моментов при создании любого коммерческого сайта – предварительный расчет всех экономических показателей работы (прибыль, затраты, время самоокупаемости и т.д.). Если этот расчет не сделан, то с большой вероятностью сайт окажется убыточным. Либо его создание и вовсе не будет доведено до конца.
Если интернет-ресурс не слишком сложный в плане функционала и не слишком большой в плане объема добавляемого контента, то на непосредственное создание сайта уйдет не так много денег и времени. Основные затраты будут идти на последующее продвижение и раскрутку. И здесь многие вебмастера оказываются заложниками собственной недальновидности. Оказывается, что для раскрутки даже небольшого регионального сайта нужна довольно внушительная сумма денег (что уж говорить о крупном московском сайте или ресурсе, не имеющем четкой региональной принадлежности). Суммы, озвучиваемые сотрудниками веб-студий или фрилансерами, которых нанимают для продвижения, буквально шокируют вебмастеров. При этом степень эмоционального потрясения напрямую зависит от возможной доходности тематики будущего сайта. Самыми доходными тематиками традиционно являются строительство, бизнес, туризм, медицина, транспорт и т.д. Поэтому если для своего сайта вы выбрали одну из этих тематик, то будьте готовы вкладывать огромные деньги в раскрутку и продвижение.
Один из главных показателей работы коммерческого сайта – это самоокупаемость (о ней было сказано чуть выше). Под данным термином понимают минимальный размер денежных инвестиций, вкладываемых в развитие сайта, при которых он начинает приносить прибыль (доходы больше расходов). Попытаемся изобразить все наглядно. Для примера возьмем сайт, в создание которого вложили 2 тысячи долларов. Ежемесячные расходы на сайт (оплата хостинга, домена, реклама, продвижение и т.д.) составляют 1 тысячу долларов. Прибыль за первые три месяца отсутствует. Прибыль за 4 месяц – 200 долларов, за 5 месяц – 400 долларов, за 6 месяц – 700 долларов, за 7 месяц – 1000 долларов, за 8 месяц – 1500 долларов, за 9 месяц – 2000 долларов, за 10 месяц - 3 тысячи, за 11 – 4 тысячи, за 12 месяц – 6 тысяч. Общая прибыль за 12 месяцев работы – 18600 долларов. Общие затраты на сайт за 12 месяцев работы – 14000 долларов. Примерно на 11.5 месяцев суммарная прибыль будет равна суммарным затратам. Ориентировочная самоокупаемость – 16 тысяч долларов. Именно эту сумму необходимо вложить в создание и раскрутку сайта, чтобы он после 12.5 месяцев начал приносить прибыль, которая покроет собой все издержки.
Время самоокупаемости – это период, в течение которого сайт выходит на самоокупаемость. В вышеописанном примере время самоокупаемости составляет 11.5 месяцев. Понятно, что чем меньше нужно вложить денег для выхода на самоокупаемость, тем лучше.
Также существует такой термин, как доходность сайта – разница между доходами и расходами. Именно доходность, а не окупаемость чаще всего учитывается при продаже интернет-ресурса, так как покупателя в первую очередь интересует чистая ежемесячная прибыль (которая рассчитывается по формуле «доходы минус расходы»). Доходность, как правило, рассчитывается в течение какого-то определенного периода времени – месяца, 6 месяцев, года. Если за какой-то определенный месяц владелец потратил на сайт в общей сложности 1 тысячу долларов, но при этом получил 1.5 тысячи прибыли, то доходность за этот месяц составит 500 долларов.
Степень доходности сайта – это отношение доходов к расходам (первый показатель делится на второй). Для примера возьмем все тот же сайт и его показатели работы за тот же месяц. Доход (1.5 тысячи) делим на расход (1 тысяча) и получаем 1.5. Если степень доходности больше единицы, как в нашем случае, то сайт приносит прибыль. Если степень доходности меньше единицы, то сайт является убыточным. Если же степень доходности больше единицы в несколько раз, то сайт является сверхприбыльным. Однако, как говорилось выше, во всех случаях учитываются доходы и расходы лишь за ограниченный промежуток времени.